Отделения

Синтезатор

 "Раз, два, три, четыре, пять – будем сочинять?"

 

    Сочинять музыку с учениками я начинаю на первом же уроке, хотя «сочинять» – громко сказано… скорее, это похоже на «придумывание» музыки.  В этом я вижу, прежде всего, преодоление некоего психологического барьера. Со стороны ребенка – легкий страх перед новым человеком, перед инструментом с таким большим количеством клавиш, кнопочек и т.п.

    Со своей стороны – я могу ненавязчиво заглянуть во внутренний мир ребенка, понять уровень его интеллектуального развития и в какой-то мере, его психологические проблемы, что, согласитесь, немаловажно.

      В процессе совместного творчества ребенок как бы «открывается», начинает мне доверять, и на этой позитивной волне мое желание научить совпадает с его желанием научиться – его «кораблик» начинает плыть в моем «течении»…

     Что же я хочу вложить в своего ученика?

    Менее всего мне хотелось  бы видеть в нем просто «юнгу»,  беспрекословно выполняющего команды своего «капитана»…  –  мне нужно не только научить его играть по нотам, но и выдумывать что-то свое, развивать его фантазию, воспитывать тонкий художественный вкус, эмоциональную отзывчивость на  музыку…

    «Композитор»…

   Было время, когда так называли всякого,  занимающегося композицией, к какой бы области искусства это не относилось. Ведь латинское слово composito означает «сочинение», «составление». Термин compositor (сочинитель, составитель) можно отнести к чему угодно, даже к составлению – композиции – изящных букетов…

     Наверное, и без моего пространного объяснения ребенок понимает, что стать «настоящим» композитором очень трудно – для этого нужно  свою жизнь посвятить музыке, играть на различных инструментах, изучить все музыкальные науки (в том числе и не всегда любимое сольфеджио), слушать произведения великих мастеров и … многое – многое другое. Конечно же, это путь избранных, путь творчески одаренных людей, но…

    У слова compositor есть еще и другое значение – «составитель», и думается мне, что таким «составителем музыки» может быть каждый.

     Обычно детское творчество не отличается оригинальностью и представляет собой, скорее, «моделирование» на основе традиционно сложившихся мелодических оборотов. Поначалу сочинение музыки можно построить на звукоизобразительности, программности, затем попытаться выразить какие – либо эмоциональные состояния.

       Необходимо, также, познакомить ребенка с такими выразительными средствами музыки, как – лад, регистр, ритм, динамические оттенки, темп, штрихи; дать представление о музыкальной фактуре – «А ты знаешь, что латинское слово facturo означает «устройство»? Применительно к музыке – это устройство элементов музыкальной ткани – мелодии, аккомпанемента, подголосков, баса.

      Дмитрий Шостакович назвал мелодию «Душой музыкального произведения», и с греческого слово melodia переводится как «пение песни»… Как красиво!

      А слово accompagner по-французски означает «сопровождать», т.е. в буквальном смысле, аккомпанемент сопровождает мелодию… да-да, как придворная свита – принцессу, если тебе так больше нравится.

      Наверное, ты очень удивишься, узнав, что греческое слово rythmos означает… «мерное течение» – это яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы сможем отличить, например, вальс от марша, польку – от мазурки…»

      И если продолжать в том же духе, поверьте, желание быть «композитором» останется у ребенка надолго, потому что проявлять себя в творчестве – не только полезно для интеллектуального развития, но и очень привлекательно с любых точек зрения.

     Но это еще не всё!

    Почувствуйте себя ребенком, которого впервые посадили за инструмент. Каково ваше первое желание?

   Правильно! Играть!!!

   Здесь я позволю себе  ненадолго удалиться от темы …

   Хорошо помню ощущение, когда я пыталась стать «автоледи». Все слова о том, что нужно знать правила уличного движения, устройство машины, хотя бы для того, чтобы сменить колесо на случай, если рядом не окажется джентльмен, были бесполезны. «Хочу просто ехать, без правил!»…

      Игра без правил! Очень заманчиво!

     Естественно, возникает вопрос – как можно сразу играть, не имея пианистических навыков, не зная нот.

   Оказывается, можно! Очень простой принцип – «подряд» и «через клавишу». Уже можно сложить мелодию, чередуя – «на одной клавише», «подряд вверх», «подряд вниз», «через клавишу вверх», «через клавишу вниз» и все в таком же духе…

       –  А как же  постановка рук?

       –  А зачем акцентировать на этом внимание?

     Как известно, в структуре игровых движений, как и любого действия, всегда присутствуют два элемента – программирующий, связанный с формированием нужных представлений в головном мозге, и исполнительский, связанный непосредственно с выполнением действия. Точность игровых движений напрямую связана с точностью и ясностью программ этих движений в сознании музыканта.

     Не перегружая внимание ребенка обилием правил, можно использовать короткие и понятные «приказы» его сознанию, которые затем воплощаются в игровых движениях.

     Например, для достижения гибких и естественных движений пианистического аппарата дается установка – «рука поет» (попробуйте «спеть» рукой – получится легко и красиво), кисть «дышит» (вздохнули, «освобождая» кисть), для активизации пальцевых движений – пальцы «разговаривают» (именно разговаривают, отчетливо произнося каждый звук). Это и есть начало того процесса, который называется идеомоторной подготовкой.

     Кроме того, неоднократно проверяя свои пианистические ощущения, я заметила, что укреплять «свод» ладони удобнее всего на интервале – тритон, потому что часто встречающийся у детей короткий от природы пятый палец, препятствует правильному положению кисти при взятии квинты.

     Очень полезно использовать тритон и для постановки первого пальца. Совершенно бессмысленно объяснять ребенку, что первый палец должен находиться под углом приблизительно 45 градусов по отношению к клавише, а ставя руку на тритон, где первый палец играет на белой, а четвертый – на черной клавише, эта проблема решается сама собой. «Беспечные тритоны» –  чем не название для пьесы?!

      Почему мы сразу используем в игре первый палец? Попробуйте перевернуть страницу или взять какой – либо предмет только вторым и третьим пальцами – получится не очень ловко. То есть, присутствие первого пальца – на подсознательном уровне – как бы «развязывает» другие пальцы, и мы используем это данное от природы свойство для воспитания пианистических навыков.

     И еще. Часто бывает, что пьесы, встречающиеся в многочисленных сборниках, в образном отношении, на мой взгляд, достаточно нейтральны, и освоение различных пианистических приемов происходит по принципу: видим точку – играем staccato, видим лигу – играем legato и т.п.

     Между тем, прием игры  зависит от образного строя данного произведения, поэтому в своих сочинениях мы стремимся установить теснейшую взаимосвязь между образным содержанием произведения и его звуковым воплощением, что очень просто – в одном лице и сочинитель, и исполнитель.

      Фантазируя вместе с ребенком, можно направлять его музыкальное  развитие в нужное русло, и делать это незаметно – ведь его «кораблик» плывет в вашем течении…

             Попробуйте! Семь футов под килем!


Преподавательпо классу "Синтезатор" Ирина Анатольевна Елесина