Театральный коллектив «Дети Мельпомены» ДШИ №7 перенёс зрителей в музыкальный салон российских аристократов - своеобразную «академию изящных искусств» на дому, где гостей занимали не светские разговоры, а обсуждение путей развития отечественной культуры и искусства.
Гости музыкально-поэтического салона поведали зрителю о том, что открытие рифмы, а с нею и строфы было совершено в европейской поэзии трубадурами. Слово «трубадур» происходит от провансальского творить и создавать. Средневековые поэты слагали стихи на разговорном наречии, благодаря чему в Европе сложился первый литературный язык. В XII веке впервые был поставлен вопрос о самоценности чувства и найдена поэтическая формула любви.
Осип Козловский – «директор музыки» императорских театров Петербурга, в подражание французским «ариям трубадуров» в 1797 году написал потрясающий по силе чувств романс «Пел трубадур печальный», который исполнила С.А. Маркина (ДШИ №3).
Величайший поэт XII века Бернарт де Вентадорн представил вниманию гостей старинный музыкальный инструмент – цитру, которая являлась символом рыцарства и благородства. Играя на цитре, голос, сердце и рука должны быть в согласии. Так и в жизни благородного рыцаря слова, дела и мысли должны доказывать силу согласия и любви. На цитре трубадуры аккомпанировали канцонам - песням, посвящённым темам рыцарской любви. Этому инструменту М.И. Глинка посвятил романс «К цитре», который зрители услышали в мастерском исполнении С.А. Маркиной (ДШИ №3).
С падением Прованса трубадурское искусство пришло в упадок, но дело было сделано: нравы стали изысканнее и гуманнее, а Прекрасная Дама, сменившая с тех пор тысячи имен, жива и по сей день. Настали новые эпохи, а с ними - время возрождения античного наследия и культ научного знания. Жаркий «Спор о древних и новых» продолжался десятилетия: одни воспринимали Античность как недостижимый образец, другие – выступали за прогресс цивилизации и культуры. Лидером одной из враждующих сторон стал Шарль Перро – учёный секретарь Академии изящной словесности.
Шарль Перро познакомил зрителей с фрагментами своей поэмы «Век Людовика Великого» (1687 г.), а ведущие рассказали Шарлю, что его идея о прогрессе цивилизации и культуры утвердилась в эпоху Просвещения как основная и бесспорная. Но, к сожалению, действительность оказалась неподвластной «логике разума»: Великая французская революция породила смуту и разруху. И, разочарованная в идеях Просвещения послереволюционная интеллигенция, обратилась к внутреннему, душевному миру человека. «Только сердце, а не разум, может понять и услышать голос Творца».
Елена Кирюшина исполнила «Серенаду» гениального австрийского композитора Франца Петера Шуберта (1828 г.) Он прожил всего 31 год и на его могиле известный поэт того времени написал: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды». За короткий отведенный судьбой срок композитор возвел жанр песни в степень художественного совершенства. Он - первый представитель романтизма, выразивший «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей. В XIX веке романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерное для эпохи обращение к душевному миру человека. В исполнении Елены Кирюшиной зрители услышали и знаменитый романс Роберта Шумана «Лунная ночь» (1840 г.) из цикла «Круг песен».
Развитие немецкого и австрийского романса немыслимо вне поэзии Шиллера, Гейне и Иоганна Вольфганга фон Гёте. «Жизнь расходуй, как сумеешь, но иди своей тропой», - писал Гёте, - «всем пожертвуй, что имеешь, только будь самим собой». О жизненном призвании, о подлинно человеческом предназначении писал и выдающийся норвежский писатель 19 века Генрик Ибсен. Его пьеса «Пер Гюнт» волнует умы и тревожит сердца читателей всего мира. Рассказ о том, как трудно быть понятым и принятым другими людьми и, что ещё сложнее, самим собою… Фрагменты драмы (встреча Пера с неким Пуговичником и возвращение к Сольвейг) представили юные актёры отделения Музыкальный театр ДШИ № 7.
Ведущие – Дарья Галкина и Никита Марфин - рассказали зрителям, что к тому времени, когда Г.Ибсен обратился к Эдварду Григу с предложением «написать к пьесе необходимую музыку», романсы и песни композитора украшали вечера в самых престижных музыкальных салонах Европы. В подтверждение этому учащаяся ДШИ №3 Алина Лубянова исполнила романс Э. Грига «Заход солнца» (1865 г.). Н.П. Сапрыгина познакомила юных зрителей с творчеством Яна Сибелиуса – композитора, который «наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа» («Девушка пришла домой с прогулки», 1898 г.)
Романс… Сколько тайн, разбитых судеб и отвергнутых чувств он хранит, но сколько нежности и трогательной любви воспевает! И как созвучен он духовному складу русской души, её неистребимой романтической сущности. Благодаря романсу пробуждались самые благородные движения души. Дмитрий Босс исполнил романс П.И. Чайковского «Благословляю вас, леса» (1880 г.) на стихи А. К. Толстого из поэмы «Иоанн Дамаскин». Это подлинный гимн Творцу, слава высшей любви, на которую способен человек, - любви ко всему живому.
Русский романс – это драма в миниатюре. «Маленькими лирическими поэмами для фортепиано и голоса» называют романсы Н.К. Метнера. Один из них - «Ангел» на стихи А.С. Пушкина исполнила учащаяся ДШИ №6 Дарья Колоницкая. Её преподаватель – Н.П. Сапрыгина представила зрителю романс М. М. Ипполитова-Ива́нова «Мне не забыть твоей улыбки», написанный на стихи В. Соловьёва в двадцатых годах XX столетия.
В начале XX века Россия вступила в полосу великих событий и потрясений. Предчувствие беды, надвигающейся катастрофы витало в воздухе. Искусство тоже не оставалось равнодушным к пульсу времени. Появление новых течений, смелые, порой дерзкие новшества в музыке: «Прометей» Скрябина, «Весна священная» Стравинского, «Скифская сюита» Прокофьева… И на этом фоне - «Шесть стихотворений для голоса с фортепиано» Рахманинова, проникнутых большой любовью и глубоким страданием за судьбу Отечества, за человека – как высшего существа на земле, за красоту мира, в который он пришёл. Продолжая тему поиска Идеала, композитор обращается к поэзии символистов. И буквально для каждого слова, мотива, фразы он находит свой нюанс, оттенок, краску. Ксения Гирина исполнила третий и шестой романсы из этого цикла на стихи И. Северянина и К.Бальмонта. По словам Г.В. Свиридова «Рахманинов откликнулся на зов своего времени. Он звал к духовному самоуглублению, звал к сочувствию человеческому страданию, судьбе Христа… Ибо в этом видел то, что предстояло пережить его Родине, которую он не только безмерно любил, он был дыханием ее духа».
Юные актёры музыкального театра «Дети Мельпомены» рассказали зрителю о том, что последним спектаклем старой России стал «Маскарад» М. Лермонтова в постановке скандального В.Мейерхольда. (Всем нам знаком романс Нины А. Глазунова из музыки к этой драме.) На стыке двух эпох гибнущему императорскому Петрограду было показано зрелище роскошное и страшное, пышное и трагическое. Буйство красок и форм, преувеличенная игра актёров, неотвратимость судьбы, которая приводит к трагической развязке. Забава от скуки, маскарадная шутка заканчивается смертью. «В феврале семнадцатого «Маскарад» был воспринят реквиемом по уходящей империи. Отходной молитвой всему «державному миру, отжившему свой век». (К. Л. Рудницкий.)
«Можно быть как угодно долго за границей, но надо непременно время от времени возвращаться на Родину за настоящим русским духом», - считал С.С. Прокофьев. Достоинством всей своей жизни композитор считал поиски оригинального музыкального языка. Поначалу с его концертов не редко спешно уходила не только возмущенная публика, но и коллеги-музыканты. Но Прокофьев продолжал бороться за свои творческие убеждения, и вскоре был признан гениальным новатором, открывателем новых законов в искусстве. Наверное, именно от того, как он чувствовал детей и детское, как постоянно трудился над формой, зная, кто есть самый честный и неподкупный критик в мире, Прокофьев и стал величайшим детским композитором XX столетия. Искрометную песенку-скороговорку «Болтунья», вдохновленную стихами Агнии Барто, исполнила учащаяся ДШИ №1 им Г.В. Свиридова Ксения Козловская (преподаватель К.А. Гирина).
Далее «Дети Мельпомены» пригласили зрителей в салон XX века, где звучат «трагически-шаловливые вещицы» нашего современника – Леонида Десятникова, написанные на стихи поэтов 30-х годов Д.Хармса и Н.Олейникова. Ныне считается: для того, чтобы понимать музыку нет необходимости её изучать, достаточно лишь ощущения «прекрасного». Для большинства людей музыка является «милым украшением», и потому она должна быть прежде всего красивой. Не понимая языка современного искусства, каждый считает, что может взять на себя смелость вынести приговор ценности музыки. Люди не спросят себя: «Может быть, я тороплюсь с выводами? Всё ли я понял? Может быть, это со мной что-то не так?» Нет... Они будут критиковать искусство, а не то, насколько они готовы и способны его воспринимать. А музыка может быть доступной любому только тогда, когда упростится до примитива.
Истинная музыка — это всегда выход к неизвестному. Её нельзя только прослушать, её нужно прожить. За ироничными, гротескными образами музыки Леонида Десятникова укрылось всё лучшее от русского и европейского романса с его вкуснейшими гармониями, деликатесной театральностью и ароматом чувственности. Один из романсов Л. Десятникова - «Послание, одобряющее стрижку волос» под блестящий аккомпанемент Олеси Ивановой исполнила преподаватель Ксения Гирина ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова.
XXI век – время, когда рождается новая музыка, новая живопись, новая картина вселенной.
Пусть звуков вязь сольётся в жизни нить
И приведёт к нерукотворной чаше,
Где службы наши, чаяния наши
МузЫкой наполняют счастье жить!
До новых встреч на концертах культурно-образовательного проекта городского округа Балашиха «В слиянии звука и слова»!
Автор сценария и режиссёр концерта «История романса – история любви»,
зав. отделением Музыкальный театр «Дети Мельпомены» ДШИ №7
А.Ю. Марфина.