18 сентября в рамках культурно-образовательного проекта Музыкального театра «Дети Мельпомены» ПУТЬ К ПАРНАСУ состоялся литературно-поэтический вечер «Ларец мудрости». В преддверии Года литературы юные актёры перенесли зрителей в изысканную атмосферу прошлых столетий: в те времена, когда у истоков русского литературного языка стояли три столпа: А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Проще сказать, на всю империю было три поэта. Но даже на таком необозримом пространстве этим знаменитостям XVIII века было никак не ужиться.
Воевали они друг с другом не от скуки, а идейно: делили почтенные господа хореи и ямбы. В 1747 году свой спор стихотворцы даже решились передать на суд читателей, сложив особливо «Три Оды псалма 143». Позже эта полемика перешла на личную почву: один писатель старался осмеять другого. В январе 1750 года Сумароков написал для Придворного кадетского театра комедию, в которой вывел Тредиаковского под видом педанта Тресотиниуса (дословно - трижды дурак). При создании "Тресотиниуса" Сумароков щедро использовал опыт европейских драматургов XVII-XVIII веков и традиции итальянской комедии масок.
Известно, что в начале пути писательство в России считалось не профессией, а служением: исправлением пороков посредством литературного слова. По этому поводу Александр Петрович даже написал «Наставление хотящим быть писателями»:
Для знающих людей не игрищи пиши: смешить без разума — дар подлыя души.
Комедией писец исправить должен нрав: смешить и пользовать — прямой ея устав.
Перу А.П. Сумарокова - основателю русского театра, кумиру XVIII века, «учредителю правильных российских зрелищ», театральному педагогу, режиссёру и сценографу - принадлежат первые стихотворные трагедии, комедии и оперные либретто на русском языке.
И даже жанр басни в России сделал популярным Александр Петрович Сумароков. Да-да, именно по его стопам пойдут другие баснописцы, а спустя полвека этот жанр найдет завершенную форму в творчестве И.А. Крылова. «Квартет», «Демьянова уха», «Кот и Повара», «Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей» знакомы нам с детства. Эти и другие замечательные басни Ивана Андреевича Крылова блестяще продемонстрировали на сцене ДКиТ «Родник» герои итальянской комедии дель арте: Арлекин, Пульчинелла, Коломбина, учёный доктор-болтун, старик Панталоне и многие-многие другие.
Сатира, что втекает в страстные сердца – есть зеркало, что во сто раз нужней стекла.
Смешить и пользовать — прямой устав и басни, что искусно правят нрав!