РАБОТА НАД ИНТОНАЦИОННОЙ ЧИСТОТОЙ ЗВУКА
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ВОКАЛА
- ВСТУПЛЕНИЕ.
Пение бывает разным академическим, народным, мужским и женским, профессиональным и самодеятельным. А есть ещё взрослое и детское пение. У взрослых певцов уже есть знания и вокальное мастерство, у детей – только желание петь. У взрослых певцов сформировавшиеся крепкие голоса, у детей слабые, с преобладающим фальцетным звучанием. Но есть ещё признаки, позволяющие безошибочно узнать детское пение. Это напряжение, которое слышится даже в тихо звучащих голосах, неумение управлять своим голосом и (!) - неточная интонация. В отношении методики занятий вокалом и постановки голоса на начальном этапе обучения, педагогов можно разделить на два противоборствующих «лагеря». Одни считают, что хрупкий несформировавшийся голосовой аппарат ребёнка не готов к серьёзной вокальной работе, да и не нуждается в этом, поэтому детей надо развлекать, разучиванием и пением большого количества не сложных детских песен, не особо уделяя внимание постановке голоса как таковой, чтобы у ребенка не пропало желание петь. Другие же педагоги считает, что к детскому пению нужно относиться так же серьёзно, как и к взрослому. Наша современная вокальная педагогика, четко разделяет взрослое и детское пение, ограничивает творчество детей их возрастными возможностями. Самое удивительное в том, что это старательно–напряженное «детское» звучание стало уже некой эстетической нормой. Воспитание вокальных навыков с детского возраста было одной из самых ценных традиций русской хоровой культуры. В основе лежала передаваемая из поколения в поколение, от взрослых к детям, народная манера пения. Простонародное пение, как правило, не было фальшивым. Стиль церковного профессионального пения с детского возраста приучал певцов к длительному спокойному дыханию, умению выдерживать звук в определённом тембре, владеть динамикой звука, не допускать крика! – это вырабатывало опору голоса на дыхании, без чего пение было невозможным. Специальное вокальное воспитание детей у нас в России началось с XVII века. В XVIII и в XIX веках из Придворной капеллы и театрального училища (куда принимали девочек) вышли известные педагоги и певцы–исполнители, начавшие петь с 7 – 9 лет. Известны вокальные школы Италии и Франции, где так же учили детей петь с 6 – 7 лет, но, к сожалению, данных, о методах обучения не сохранилось. На протяжении многих лет и веков педагоги и учёные занимались вопросом развития детского голоса. Все они рекомендуют не утомлять детский голос, заниматься непродолжительно, с перерывами, говорят о том, что певческие знания на занятиях должны соответствовать небольшому объёму детского голоса. Эти авторы утверждают, что предварительная обработка детского голоса очень облегчает трудности обучения пению в зрелом возрасте, т.к. гортань к этому времени оказывается уже достаточно развитой и гибкой. Авторы считают, что в пении укрепляются дыхательные органы благодаря глубоким дыхательным движениям, что полезно для общего состояния здоровья детей. После Великой Октябрьской революции, когда в нашей стране возникла необходимость осуществлять всеобщее музыкальное воспитание, был поставлен вопрос об охране детского голоса. Появилась необходимость в глубоком изучении особенностей детского голоса, в исследовании возрастных периодов его развития и выработке методических приёмов, обеспечивающих нормальное развитие. Одним из первых такое исследование начал И. И. Левидов в Ленинграде. Педагоги пришли к выводу, что «охрану» голоса надо понимать и осуществлять именно как последовательное обучение, проводимое в определённой системе, при соблюдении режима голоса! На Всесоюзной вокальной конференции 1940г А.Б. Гольденвейзер, выступая по докладу И.И. Левидова, подчеркнул, что детей надо обучать лишь там, где есть хорошие педагоги. С самого начала обучения надо создавать условия для постепенного и последовательного развития творческих возможностей детей. Между возрастными периодами развития должна быть преемственность, и обучение детей в раннем возрасте должно служить подготовкой к следующему возрастному периоду. Не заботясь о состоянии голосов, не поправляя ошибок, учитель часто способствует тому, что дети привыкают к неправильным певческим движениям, в результате чего и голос их развивается неправильно. М. И. Глинка доказал необходимость упражняться в укреплении и развитии одних и тех же основных вокальных движении с первого до последнего дня обучения. Это ценное замечание как раз указывает на то, что в процессе обучения пению на систематически построенных упражнениях, надо добиваться правильных мышечных движении. Начало упражнений с примарных тонов обеспечивает естественность голосообразования. Укрепление середины диапазона обеспечивает развитие диапазона, постепенное его расширение вверх и вниз. Глинка рекомендует в упражнениях пользоваться гласной «А» округлённо, т.е. добиваться правильных мышечных движении, позволяющих произнести «А» более узко, собранно, не крикливо. Приучаясь петь «А» округлённо, поющие вырабатывают привычные движения и для формирования других гласных. Совет «прямо попадать на ноту» (петь без подъездов) так же важен в обучении. Указание на то, что при пении должна быть «верность» голоса, касается чистоты интонации, которую можно развить, научившись себя контролировать, т.е. слушать себя. М. И. Глинка рекомендует петь «вокально» (ни громко, ни тихо) – т.е. без напряжения. Выполнение всех этих условий даст возможность довести все тоны до их правильного и верного звучания т.е. в конечном итоге все достижения будут согласованы, привычны, и на всём диапазоне будет ровный, здоровый, гибкий, готовый к исполнению песен различной трудности голос . Чем больше педагог считается с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, на начальном этапе обучения, тем больше создаётся условий для дальнейшего нормального развития голоса.
При певческом обучении и воспитании необходимо учитывать, что ни одно движение органов голосообразования ни остаётся бесследным для головного мозга. От органов двигательные импульсы идут в центральную нервную систему постоянно. Головной мозг контролирует и регулирует каждое движение органов. Идущие от них импульсы информируют центральную нервную систему о готовности их к действию и его качеству. Если действие неправильное, в центрах остаётся неверный след. При дальнейших действиях, если ошибку вовремя не устранить, из центра будут поступать приказы осуществлять именно эти неправильные движения. Это важно и имеет непосредственное отношение к работе над чистотой интонации у детей на начальном этапе обучения в классе вокала. Ведь не отработанный навык или (что хуже) не правильно отработанный навык чистого интонирования, может свести к нулю всё дальнейшее вокальное обучение и в результате неправильное развитие голоса, а в некоторых случаях - полное прекращение занятий вокалом, в последствии.
Развитие навыков вокального интонирования – «святая святых» вокального искусства. Именно упражнения на развитие чистой интонации являются основным методическим средством развития музыкальных способностей и в первую очередь музыкального слуха и музыкальной памяти. Практика показывает, что именно чисто поющие дети очень хорошо усваивают нотную грамоту, быстро выучивают ноты, начинают разбираться в высоте звука, в их длительности и часто именно они оказываются наиболее способными.
- ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.
Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени. В более сложных случаях нужно выяснить, что мешает ученику чисто петь. Причин может быть немало, например: стеснительность (в основном у мальчиков), общая вялость, апатичность ребенка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке, неумение петь в коллективе, наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда) и многое дргое.
Бывает, что у ребенка интонация хорошая, но не совсем точная. За последние 25 лет проводилось множество исследований. В США объектом исследований было пение учащихся начальных классов. Отмечено, что в возрасте до 8 лет среди фальшиво поющих детей, мальчиков вдвое больше чем девочек. Некоторые дети привыкли кричать, их голос при пении напрягается, что так же мешает чистому пению. Кроме того у многих учащихся слуховые и голосовые органы могут быть в болезненном состоянии. Детей с ослабленным слухом мы встречаем часто. Например, после скарлатины у детей часто ослабляется слух. Если осложнение небольшое, то родители могут не заметить этого, а на уроках вокала такому ребёнку трудно улавливать высоту звуков. Детям трудно петь и при неправильной, неграмотной, искаженной речи, а искажают они слова часто, именно потому, что плохо слышат. Ребёнок улавливает только начало слова или его конец. Дефекты в речи встречаются так же у детей, которые дома слышат неправильную речь взрослых. Ребёнок привыкает произносить звуки неточно и неправильно. Не могут петь чисто учащиеся с больной гортанью, учащиеся у которых голосовые связки не смыкаются или имеют неровные края, учащиеся у которых сильно раздражена глотка и у которых сильно увеличены нёбные миндалины, а так же мешают и аденоиды, сильно разросшиеся в носоглотке. На качество интонации влияет неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата (например; одна голосовая связка бывает короче другой). Это несоответствие постепенно выравнивается. Нередко встречаются случаи, когда у ребёнка одновременно бывает, нарушена деятельность и гортани, и органов слуха. Кроме того, ребёнок 6-7 лет не всегда может концентрировать свое внимание, на необходимое для занятия время, что тоже создает определенные затруднения в процессе работы педагога. На самых первых уроках следует установить причину не чистой интонации при пении. Педагогу следует отличать острые заболевания от хронических. При острых заболеваниях, временного характера лучше освободить от пения. Если учащиеся имеют стойкий катар глотки, хриплый голос, дефекты слуха, рубцы на барабанных перепонках, в этих случаях пение даже не рекомендуется. В подобных случаях, или в случаях, когда педагог сомневается, целесообразно направить ребёнка к врачу (ЛОР врач, отоларинголог) для медицинского заключения, на предмет пригодности ребенка к занятиям вокалом.
Одной из причин фальшивого пения и даже “гудения” может быть следующее: многие неверно поющие дети переносят манеру “разговорного голоса” в пение. Встречаются дети 5-7 лет (чаще мальчики), разговаривающие и поющие очень низкими голосами.
Так же причиной неточного интонирования может быть неразвитое ладовое чувство. Как музыкальная способность это чувство проявляется в ощущении тяготения звуков неустойчивых к устойчивым, тоники, которое контролируется внутренним слухом, а также в чувствительности к точности интонации при интонировании и к чистоте пения.
Причиной недоразвитости ладового чувства может быть недостаточно сформированный репродуктивный компонент музыкального слуха . Проявляется это у ребенка в том, что он не умеет:
- воспроизвести голосом высоту звука (доступного для воспроизведения);
- петь в заданной тональности (удобной для его диапазона) даже самой маленькой мелодии («не удерживаясь», неизбежно теряя се);
- чисто интонировать интервалы и мелодическую линию.
Ещё одной причиной неточной интонации может быть недостаточно развитый музыкальный слух. Многие дети прекрасно слышат мелодию, подмечают неправильное пение других, в то время как сами интонируют не чисто т.е. у них отсутствует связь между слухом и голосом. Это вопрос координации между слухом и звуковоспроизведением. Если ребенок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.
Чистое интонирование – это:
1. "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне.
2. Формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.
Процесс развития навыков вокального чистого интонирования можно разделить на несколько этапов:
Первый этап – первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты. Конечно, на вокальное отделение принимаются дети, которые, как правило, этим навыком в определенной степени уже владеют. Тем не менее, у некоторых могут возникнуть определенные трудности в этом вопросе, или диапазон чистого интонирования слишком узок, чтобы можно было считать эту проблему окончательно решенной.
Руководствуясь тремя простыми принципами в работе, можно в течение одного года развить эту способность:
- - «расслабление зажатости» голосового аппарата;
- «опора» дыхания на диафрагму (Необходимо с самого начала обращать внимание ребят на «правильное» дыхание «животом».);
- интенсивный контроль пения слухом (можно поставить ладонь руки перед ртом на расстоянии прим. 10-15 см или завести ладонь руки за ухо, сделав что-то наподобие трубочки «продолжающей» ухо, что позволяет лучше слышать себя при пении).
Второй этап – закрепление вокально-интонационной координации. Если на первом этапе решается задача формирования способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты, то на втором – закрепить эту способность, сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным. На этом этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, обращая большее внимание теперь на точность интонирования, значимость каждого звука. В целях развития точности интонирования можно чередовать связное пение на одном дыхании и пение упражнений, отделяя звуки короткими паузами, обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (уже на этом этапе можно приучать ученика к правилу: прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать «внутренним» слухом «звуковой образ»). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуках «у», «о», «ю», «ё» и других гласных звуках. Это упражнение полезно выполнять «нефорсированным» без гармонического аккомпанемента, аккуратно дублируя только мелодическую линию. Также педагогу следует индивидуально подобрать ученику «удобный» гласный звук, при котором достигается максимальный эффект упражнения.
Третий этап – формирования первоначальных навыков сольфеджирования – пения по нотам. Предполагается, что к этому моменту ученик уже должен овладеть элементарными основами музыкальной грамоты. Точнее говоря, этот процесс нужно начинать одновременно с изучением музыкальной грамоты. На этом этапе приходится решать очень много различных задач и проблем, а поэтому в каком-то смысле он может считаться основополагающим в формировании навыка вокального интонирования.
Первая задача данного этапа - чтение нот. Значительная часть трудностей в первое время возникает именно из-за неуверенного чтения нот при сольфеджировании, поэтому так важно уделить внимание развитию навыка чтения нот. Здесь важно помнить о необходимости чтения не отдельными звуками, а фразами, группами звуков. И проговаривая одну фразу ученик должен уже видеть и продумывать следующую фразу.
Вторая задача – «овладение» звукорядом. Суть задачи состоит не только в том, чтобы ориентироваться в звукоряде, четко сознавать расположение соседних звуков в нем, но и довести до автоматизма чтение гаммаобразных и «арпеджиообразных» последовательностей вверх и вниз. С этой целью рекомендуется упражнение на быстрое, но четкое проговаривание звуков звукоряда от любого звука вверх и вниз подряд и «через один»:
Это упражнение призвано не только «перевести» выполнение этих задач в «фазу» вокального интонирования, но и заложить базу для формирования «чувства лада» и чистой интонации. Упражнение основано на транспонировании и зеркальной инверсии базовой «попевки», состоящей из двух соседних звуков, от разных звуков по заданной схеме. Например, базовая попевка одного из упражнений может иметь такой вид: ДО – РЕ – РЕ – РЕ – ДО – РЕ (подчеркнуты акцентируемые сольные доли). Для начала ребёнок тренируются «строить» попевку от разных звуков вниз и вверх (например, от звука ЛЯ вниз: ЛЯ – СОЛЬ – СОЛЬ – СОЛЬ – ЛЯ – СОЛЬ), а затем выучить упражнение по схеме, в которой указано, от каких звуков и в каком направлении «строится» попевка. Важно помнить, что на начальном этапе обучения в попевках используется только поступенное движение мелодии, без скачков и широких ходов.
Важно, чтобы при воспроизведении упражнения ребята выстраивали его по схеме, не теряя темпа, а не «зазубривали» бессмысленный набор звуков. В дальнейшем это и другие подобные упражнения выразительно пропеваются с гармоническим аккомпанементом фортепиано в течение некоторого времени, так как они используются и на других этапах развития вокально-интонационных навыков.
Третья задача – освоение базовых методов работы с мелодиями. Здесь дается перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием вокально-интонационных навыков:
- спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано;
- спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с некоторым опозданием чистоту интонирования, проигрывая этот же звук на фортепиано;
- спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально выразительно и аккуратно);
Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для развития «ладового чувства».
Четвертый этап – собственно формирование и развитие «ладового чувства» – основного принципа развития вокально-интонационных навыков. На этом этапе формируется навык «слышания» лада. Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности голосовых связок и всего аппарата звукообразования не только запоминать интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты, но и «физиологические» ощущения интонирования отдельных звуков определенной высоты.
Разучивание мелодий не должно сводиться к механическому их повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся». Нужно обязательно рекомендовать ученикам осуществлять этот процесс осмысленно. Начинать разучивание желательно с предварительного анализа мелодии. Необходимо определить форму, найти одинаковые или сходные фразы, их отличительные особенности и другие важные нюансы строения мелодии. В результате должен сформироваться цельный схематический образ, который впоследствии «заполняется» конкретным интонационным содержанием.
При самом разучивании важно ставить перед собой цель запомнить фразу или предложение с минимального количества повторений, доведя эту способность со временем до умения запоминать мелодии с одного «воспроизведения». Опять-таки, необходимо при каждом проигрывании или пропевании мелодии добиваться максимально выразительного ее исполнения – именно, в этом залог успеха, «секрет» быстрого запоминания.
В работе над развитием «чувства лада» очень полезны упражнения, создающие «ладовую настройку». Их рекомендуется пропеть перед работой над мелодией в той же тональности: гаммы, устойчивые ступени в произвольном порядке, неустойчивые ступени в произвольном порядке, разрешения неустойчивых ступеней, опевание устойчивых ступеней, скачки с устойчивых ступеней на неустойчивые с последующим разрешением, и т. д.
Пятый этап – работа над интонационной точностью. Упражнения на развитие чистой интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием вокально-интонационных навыков. Однако, основная часть этих упражнений дает максимальный эффект лишь после того, как учащийся овладеет навыком более-менее свободного сольфеджирования. «Злоупотребление» работой над чистотой интонирования на ранних «стадиях» может привести к тому, что ученику придется решать одновременно очень много разнохарактерных проблем, что, в свою очередь, может привести к психологическому дискомфорту.
На этом этапе преобладающим должно стать пение мелодий «a capella» в спокойном, удобном для контроля за качеством интонирования темпе.
Завершая обзор методов работы над развитием вокально-интонационных навыков, важно отметить, что мной не ставилась задача перечислить и детально рассмотреть все возможные упражнения и методики. Каждый руководитель вправе не только выборочно использовать необходимые упражнения, но и вводить свои собственные, в зависимости от конкретных педагогических задач.
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЧИСТОТОЙ ИНТОНАЦИИ
В книге Г. П. Стуловой - Развитие детского голоса в процессе обучения пению, где автор впервые глубоко рассматривает вопрос теории и методики развития голосов детей в возрасте «от рождения до 10 лет», на стыке различных наук (эстетики, педагогики, физиологии, акустики, психологии др.), исследуются вопрос использования голосовых регистров младшими школьниками. С этой целью проводилось массовое прослушивание детей 1,2и 3 классов. И в результате этих исследований, стало ясно, что дети с плохой интонацией чаще используют грудную манеру фонации, со средней по качеству интонацией – звучат, как правило, в средних регистрах, т.е. используют микст (Микст (от лат. mixtus - смешанный) - искусственный регистр голоса, образуемый через смешение натуральных регистров - грудного и головного, благодаря чему исчезает резкая разница в характере их звучания), с различной степенью приближения к крайним типам; а дети с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету. Таким образом, проявляется определённая взаимосвязь между типом регистрового звучания голоса и качеством звуковысотой интонации. Раскрыв эту закономерность, можно отметить, что при фальцетном типе звукообразования легче добиться чистоты интонирования по сравнению с грудным типом фонации.
Налаживание координации между слухом и голосом происходит довольно быстро и в подавляющем большинстве весьма успешно, если нет каких-либо патологических причин. В большинстве случаев ребенок поющий в грудном регистре начинает правильно повторять простые попевки в примарной зоне, с постепенным расширением диапазона по полутонам вверх и вниз. Или существует иной способ, когда перескочив на октаву вверх от его примарных тонов, ребенка просят как бы пропищать какой-либо звук тоненьким голосом, что поможет переключить его сразу на другой регистр – фальцетный .Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны он не может, а не 6-7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу интонировать заданные тоны и даже мелодии. Если педагог сумеет настроить голос такого ребёнка на фальцетное звучание, то его диапазон начинает быстро раздвигаться и ребенок сразу начинает чисто интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голоском за счет фальцетного режима голосообразования. И это необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык.
В процессе обучения вокалиста в целом и в работе над чистотой интонации, важная роль принадлежит сопровождению, чаще всего фортепианному. На первом этапе «подыгрывание» просто необходимо для ребёнка, и во время исполнения произведения и во время распевания. Гармонический аккомпанемент песен и упражнений должен подчеркивать интонационную напряженность и характеристичность мелодии, способствую формированию внутреннего желания ребенка петь «выразительно». По той же причине на этом этапе нецелесообразно «просить» ученика повторять отдельно сыгранные звуки, так как выявление способности интонировать основано, прежде всего на способности различать интонационное «напряжение» между звуками разной высоты. В дальнейшем каждый педагог в каждом конкретном случае сам решает, когда и как переходить на гармоническую поддержку в сопровождении, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
Формирование звуковысотного слуха целесообразно начинать в условиях лада, т.е. при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков. В мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их. На первых порах обучения хорошо использовать не звучащую лесенку («до-соль»), которая способствует закреплению навыков ребенка в моделировании высоты звука через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты). Когда в данном направлении уже имеется определенный результат, можно применять релятивную систему, где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде.В процессе работы появляется такая закономерность, что чем точнее показывает ученик высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует. (Ведь движения наших рук, пальцев – это работа перефирии головного мозга.) Например, как вариант – «Хоровое сольфеджио» Г. Струве. Несмотря на то, что создавалась эта методика для хоровых занятий, отдельные части можно с успехом применять в обучении вокалу при работе над чистотой интонации на начальном этапе. «В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот например ручные знаки. Сжатый кулачок – поётся «раз, кисть вверх – «два, рука ладонью вниз – «три» и т.д. Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше, чем «два» и т.д. Внедрение этой системы даст положительный результат не только в развитии музыкально-слуховых представлений, но и ладового чувства.
Развить ладовое чувство поможет
- восприятие музыки, при котором происходит узнавание и запоминание мелодии:
- обучение певческим навыкам (работа над чистотой интонирования, где ребенок прислушивается к голосу взрослого или звучанию инструмента и затем подстраивается под это звучание);
- использование специальных упражнений, например труднее всего чисто интонировать малую секунду, и именно работе над неё, в доступном для ребенка варианте попевок, поможет развить интонационную точность; В качестве «активизирующего» слух упражнения можно выучить несколько коротких песен со словами. Желательно подбирать песенный материал, основанный на выразительной мелодике и яркой функциональной гармонии;
- обучение пению без музыкального сопровождения, при этом постоянно сверяется правильность звучания голоса с инструментом.
- пения про себя с продолжением пения вслух. Данный метод называется методом внутреннего подпевания.
В решении данной проблемы доминирующее значение имеет звуковысотный слух.
Многие педагоги ведут свои «исследования» в области интонационной чистоты при работе со своими учениками. Интересной в этом плане мне кажется работа Побиянской Элоны Алексеевны – руководителя детской эстрадной студии «Пять плюс» Дома детского творчества г. Степногорска. «Почему у некоторых детей, подчас с более хорошими способностями с одинаковой выработкой вокальных навыков и умений, пение получается менее интересными, а интонация на грани занижения или завышения?»
И здесь Элона Алексеевна пришла к мысли, что в вопросах о чистоте интонирования также важно учитывать психологические особенности поющих, их характер и вообще в работе над звуковысотной интонацией нет мелочей. Важно все вплоть до самочувствия, настроения поющего, времени суток, даже погоды. Ею также была сформирована схема-модель составляющих чистое интонирование.
Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения. Чтобы разобраться в проблемах чистого пения нужно рассмотреть каждую составляющую.
Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но вполне возможно (было бы желание и терпение). Музыкальный слух можно разделить на мелодический, гармонический.
Мелодический слух - это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Именно мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности. В способности воспринимать мелодию и эмоционально реагировать на нее обнаруживается, музыкален ли человек.
Гармонический слух помогает исполнять мелодию под любой сложности аккомпанемент, а также петь в ансамбле.
Память в свою очередь делится на музыкальную и мышечную.
Музыкальная память - это запоминание мелодии, отдельных ее частей (мотив, фраза); запоминание интервальных скачков и т. д.
Именно мышечная память фиксирует и помогает запомнить работу всех голосообразующих мышц (связки, диафрагма, мимические мышцы и др.). Например: если на начальном этапе занятий петь не стараясь, «расслабленно», то мышечная память так и запомнит работу связок.
Физиологические особенности – это строение голосового аппарата, положение корпуса во время пения и пр.
Возрастные изменения, связанные с ростом и развитием ребенка необходимо знать и учитывать всем педагогам - вокалистам, учителям пения и музыкальным руководителям.
Психологические особенности – это склад характера, темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Знание типа и склада характера воспитанника поможет педагогу в выборе репертуара и приемов работы над эмоциональным исполнением произведений.
Певческая дикция – умение правильного произношения слов и звуковых сочетаний в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.
Дыхание – один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Для детей часто не характерно певческое, диафрагмальное дыхание. Во время пения он дышит поверхностно, рефлекторно. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.
Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, напевности, мягкости. Развитие данного умения связанно с пением без крика и напряжения, с протяжным пропеванием долгих звуков, с постепенным расширением диапазона.
Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие, развивая их именно в совокупности можно добиться; правильного, чистого исполнения.