Новости

«Музицирование для всех»

Маэстро можешь ты не быть,

но слушателем быть обязан!

20 октября 2018 года в Большом зале ДШИ имени М.Балакирева состоялся очередной концерт из цикла «Музицирование для всех», на котором учащиеся общеобразовательных и музыкальных школ Москвы, Перми и пермского края выступили вместе с профессиональным коллективом – оркестром русских народных инструментов имени Н.Некрасова под управлением А.Шлячкова.

Программа концерта оказалась весьма насыщенной – в ней были представлены оригинальные произведения И.Красильникова, а также сделанные композитором обработки известных произведений и народных песен. Дополненные увлекательными ритмическими партитурами и детской непосредственностью, они, не побоюсь  сказать, буквально обрели вторую жизнь.

Хотелось бы  отметить, что за последние три года в разных городах нашей страны прошли уже двенадцать аналогичных концертов. Это говорит о том, что новое направление в музыкальной педагогике, инициатором и неизменным руководителем которого является замечательный музыкант, человек с неравнодушным сердцем, композитор Игорь Михайлович Красильников, успешно развивается. Отличительной особенностью нынешнего события было то, что ему предшествовал Всероссийский конкурс с тем же названием – «Музицирование для всех».

По словам И.Красильникова, секрет успешности этого проекта определяется прежде всего тем, что он стимулирует развитие детского музыкального творчества – во многих общеобразовательных школах появляются кружки коллективного инструментального музицирования, посещение которых приносит неоценимую пользу в эстетическом и нравственном развитии подрастающего поколения.    

Значение музыки для всестороннего развития личности трудно переоценить. Занятия музыкой развивают моторику, пространственное и логическое мышление. Понимание музыкальной архитектоники облегчает понимание компьютера, столь же иерархичного и структурного. Кроме того, они развивают навыки общения, умение работать в команде и делать несколько дел сразу – думать, чувствовать, слушать, смотреть, играть.

Положение артиста на сцене приучает к максимальной собранности, и человек с подобным опытом никогда не растеряется на экзамене, собеседовании или ответственном выступлении. Наконец, музыкальное образование расширяет кругозор и вводит ребёнка в многообразный мир культуры.

Развивать способность к творчеству и воспитывать музыкальный вкус можно разными способами. Главное, достичь цели – научить слушать, понимать и любить музыку! И если этим занимаются профессионалы – композитор, преподаватель, если эта работа выполнена на высоком качественном уровне и востребована – то почему бы и нет?

Вообще, детский инструментальный ансамбль – явление уникальное  не только потому, что дает возможность всем его участникам ощутить себя важной составляющей в многомерном звуковом пространстве, но и потому, что оно имеет глубокий воспитательный аспект. Дети, которые бывают незаметны в качестве солистов, могут «раскрыться» в коллективном музицировании. Такая форма обучения приносит множество положительных эмоций, ведь радость всей команды  переживается несравнимо ярче, чем радость одного человека.

А играть на одной сцене с профессиональными музыкантами, участвовать в исполнении замечательных произведений, понимать свою ответственность за общее дело – само по себе удивительный опыт.

Вот почему так важен этот проект - «Музицирование для всех»! Он даёт возможность заниматься музыкой тем детям, которым не удалось, по разным причинам, посещать занятия в школе искусств и которые не имеют какого-либо инструмента дома. Подобное творчество – не просто клуб по интересам, это параллель традиционно сложившимся формам обучения, иначе говоря, «всеобщий музыкальный ликбез».

Именно с этих позиций, как мне кажется, следует рассматривать обширную музыкальную и педагогическую деятельность И.Красильникова, связанную с привлечением все большего числа детей к коллективному музицированию.